Не
уверена, что все имеет начало. Чаще мы
выбираем условную точку отсчета и
говорим потом в любые свободные уши
“все началось с того…”. Если позволить
памяти хулиганить так, как ей это
привычно, то все началось с разбора
сочинений о весне. Кажется, это был
третий класс. Учительница не сдержала
троллинский порыв и зачла нам перл
одноклассника “пришла весна, медведь
вылез из норки”. /и все засмеялись/
Память говорит, что это был первый раз,
когда я задумалась о редактуре. Чушь,
конечно. Я тогда о ботиночках думала
темно-бордовых с чудным таким ремешочком
с сердечком на конце. Или о том, что не
сделала домашку по природоведению. Я
ведь не помню! А вот сосисочную вязь
размышлений об информации со школьными
воспоминаниями помню лучше, хотя тоже
с точкой отсчета затруднюсь.
Озабоченность
началом — она сюжетная, потому что если
с нами не случилось какой-нибудь
органического свойства беды в бескрайних
извилинах мозга, мы тяготеем к сюжету:
завязка, развитие, кульминация, развязка.
Мы все подряд обвешиваем этой гирляндой,
мы через нее мир познаем. Что странно
при таком раскладе, так это количество
людей, имеющих трудности с писаниной,
и с устным изложением. Думаем мы сюжетно,
а говорим и пишем, как попало. Вопрос в
том, что и куда попадает.
Поэтому
вернемся к медведю в норке. Класс хохотал
долго, парень был малиновый от стыда…
Но в чем его вина? Видел ли этот городской
мальчик медведя? Скорее всего да — в
цирке или в зоопарке. Знал ли он что-либо
о быте свободного медведя? Вряд ли. Я
была помешана на Звереве, Сетон-Томпсоне,
Бианки, я в районной библиотеке вычитала
всю полку… Я знала из книг, что медведь
спит в берлоге, но я не имела ни малейшего
представления о том, как эта берлога
выглядит. Это было абстрактное понятие,
условность “это так, потому что это
так”. А вот этот мальчик книг про медведей
не читал, он, может, вообще книг не читал
или читал фантастику и приключения. Он
не был знаком с медведем, так как я. Но
оказался знаком с типовым “домом” для
животных — норой. Там медведя и поселил…
Мог он исправить свою ошибку? — Нет.
Говорить и писать можно лишь о том, о
чем имеешь представление. Иначе непременно
оконфузишься.
Комментариев нет:
Отправить комментарий