понедельник, 25 апреля 2016 г.

Маленькие люди в литературе

Есть такие мысли… Как засохшая болячка на коленке. Вроде забыл про нее, сидишь, кукле голову сворачиваешь, а тебе «а ну-ка сиди смирно, еще 20 человек в очереди» и ты смиряешься и сидишь минут пять наверное, потом шило в жопе приходит в движение, но на тебя предусмотрительно наново зыркают. Тоска. Ты задираешь ногу на стул, чтоб было куда уронить отягощенную несправедливостью голову, и тут этот запах. Запах засохшей болячки! Украдкой оглядываешься, выдыхаешь удрученно для виду и начинаешь самозабвенно болячку отковыривать и маленькими крошками отправлять в рот… У Мамлеева мальчик Петя так самого себя съел… У меня, может, тоже бы получилось, в переносном смысле, я гений самоедства, даже признанный в узких кругах… Но всегда что-то отвлекало… Но вот мысль эта, которая как болячка засохшая, ну вы помните… Стыдная мысль такая о литературе. Мне всегда о литературе думать стыдно — читала мало, на филфаке училась плохо… Я исхитрилась даже Шекспира не прочитать, куда уж мне о литературе! Но тут как с болячкой — пока никто не видит…
В общем, мысль такая. Пока все обсуждали величие своих национальных литератур, излюбленный их герой расплодился хуже плодовой мушки и начал тихохонько пописывать сам да в журнальчики присовывать … Критики всполошились, дескать, как свежо, из-за «Наивно. Супер!” все вообще свихнулись… И прозевали суть. Это уже не литература о маленьком человеке. Это мы, маленькие человеки, пишем себе литературу. И про шинель, и про нос, и по неурочный чих в спину, и про выпавшую прокладку на пляжУ… Маленькие и делаем по-маленькому, для себя, на покет-бук чтоб хватило. И жанры потихоньку меняются. Сгинул роман-путешествие. Великие и отважные путешествовали, на озеро Чад, например. А мы дошли до бульвара городского и уже прониклись материалом тысяч на 10 знаков, или как любит говорить один филолог-старовер — четверть авторского листа.
Великие и отважные решали моральные дилеммы, ну там быть или не быть, повеситься или под поезд, мы же, маленькие, от высоконравственного главного героя отказались, потому что главный герой — это мы. И за себя своей маленькой литературой боремся, за свое обычное человеческое право — быть мудаками!


Комментариев нет: