понедельник, 25 апреля 2016 г.

Книгохранилище

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
Я хочу стать собой.
 
Я долго ковырялась в детских травмах, потом в подростковых конфликтах, потом в неосознанных оппозициях представлений о мире… Где-то на излете этого погружения в голову пришла простая мысль и оттого страшная: человек – всего лишь сборник цитат. Наш геном – цитата геномов наших родителей, наши ужимки, жесты, походка, интонации – все это позаимствовано у каких-либо персонажей  спектакля «Познание мира». Мы познаем все через сравнение. Ранее увиденное-услышанное сравниваем с позже увиденным-услышанным, выбираем, компилируем. Мало кто и мало в  чем может выбирать из чего компилировать. Ранние впечатления, младенческие – не подвластны сознательной корректуре – мы видим и слышим только то, что нам позволили увидеть и услышать. Став старше, мы уже начинаем выбирать, но из того, что доступно и известно.
Есть расхожая фраза «перевернуло мои представления о мире» — это когда в стандартные набор впечатлений и доступной информации по велению судьбы или вилянию хвоста сферического осла в вакууме в нашу  жизнь просачивается информация, отменяющая полностью или частично полученную ранее информацию. Собственно, все строительство личности, равно как и  духовный рост сводится к компиляции, или, в особо удачных случаях, к творческой компиляции. Как-то читая сочинения одного из книжных червей и погружаясь в излюбленную атмосферу библиотеки, я «получила» (не могу придумать более точного слова, чтобы отразить случайность возникновения образа) образ человеческой личности – как библиотечный ящичек с маленькими картонными досье на книжки из каталога библиотеки. Мы – ходячие картотеки, и пресловутая разница нас от момента к моменту – разница в том, какие карточки были задействованы. Вот ты наблюдаешь скандал в автобусе и в зависимости черт знает от чего, может даже от положения планеты относительно центра галактики и влажного северного ветра, ты перечитываешь внутреннюю карточку о библии, о Ницше или о бабе Зое… Один случайный (случайный потому, что никто не может объяснить, почему выбрал ты или иную карту) выбор волочет за собой следующий, который цепляет попутно грязный ком ассоциаций, и вот ты уже почему-то листаешь карточки с воспоминанием о том, как на уроках домоводства готовил драники, вслед за чем вспоминаешь, что дома кончились свечки…
Мыслители некоторые настаивают, что надо отключать этот внутренний монолог. Наверное, да, надо. Именно во время такой, правда, очень короткой отключки я и увидела образ картотеки. И, да, произошла остановка мира в том смысле, что личность рассыпалась, ну та личность, которая предмет гордости, самопознания и выделения себя из общей человеческой массы. «Да кому вы страшны, вы ведь всего-навсего колода карт!». Карточек.  Я осталась без личности, но с ощущением какого-то внутреннего «Я». Кто-то же листает-перебирает их… «Кто-то» тут же подсунул мне из внутренней картотеки понятия эгрегора, улья, роя и толпы. Надсознание, возникающее над некоторым скопищем живых существ, отличающееся от сознания каждого представителя этого скопища. Знания, продуцирующие знание. И внезапная нахлынувшая нежность ко всем книжкам в доме, как к символическим объектам, отражающим суть человека, ну и меня, да)))).


Комментариев нет: